Что нужно знать общаясь с ГАИ.
Ситуация первая: на проселочной дороге, вдали от пикета или КПП, вас останавливает полосатым жезлом гаишник (сотрудник милиции), рядом служебный автомобиль. Согласно закону: в соответствии с п. 2.4 Правил дорожного движения вы обязаны остановиться.
Оптимальные действия: останавливаетесь, но из автомобиля не выходите. Двери блокируете и просите проверяющего показать удостоверение. Запишите все его данные (ФИО, должность, номер удостоверения и жетона). Если вдруг дело дойдет до прокуратуры, вам не придется вспоминать, кто вас останавливал. Конфликт не обостряйте.
Ситуация вторая: вы знаете, что ничего не нарушали, но гаишник пытается "докопаться" по мелочам.
Согласно закону: п. 5.5 Постановления КМУ от 14 апреля 1997 г. № 341 "О Положении о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел" запрещает останавливать автотранспорт, если водитель ничего не нарушил и не использует машину в противоправных целях.
Оптимальные действия: сразу спросите проверяющего: "А что я нарушил?" Если вас остановили, чтобы "подзаработать", вам ответят, что вы, например, не были пристегнуты ремнем безопасности. Говорите, что отстегнулись, пока гаишник шел к вашему автомобилю. Вы правы, а тормознувший вас инспектор – нарушитель постановления (см. выше).
Ситуация третья: глухой ночью вдали от населенных пунктов вас пытается остановить гаишник или милиционер. Гаишник в форме, но вся обстановка кажется вам весьма подозрительной...
Согласно закону: в соответствии с п. 2.4 Приказа МВД Украины № 482 от 30 июня 1998 г. "О мероприятиях по улучшению надзора за дорожным движением и взаимоотношений милиции с владельцами транспортных средств" одиночным нарядам и нарядам на автомобилях без специальной окраски запрещено останавливать автомобили для проверки в темное время суток на неосвещенных участках дорог и улиц. Закон разрешает тормозить вас в глуши и темноте только во время проведения специальных операций.
Оптимальные действия: закон тут вам не советчик, он не может предусмотреть все неординарные ситуации. Разумнее не останавливаться, если есть подозрения, что дело не чисто. Ведь у вас в салоне жена и дети. Если дорога вам знакома, автомобиль в порядке, лучше гнать без оглядки. Однако вы обязательно должны остановиться на первом же посту. Иначе в вас могут начать стрелять, если проверка на проселке была все же законной.
Ситуация четвертая: вас останавливает сотрудник милиции в форме, но без полосатого жезла.
Согласно закону: по Приказу МВД Украины №482 от 30 июня 1998 г. требование об остановке должно подаваться жезлом.
Оптимальные действия: вы можете спокойно проезжать мимо. Если милиционер вам машет рукой, то есть большие подозрения, что это жулик. Или же милиционер хочет, чтобы его подвезли, а подвозить вы не обязаны.
Ситуация пятая: Останавливает человек с жезлом, но в гражданской одежде. Рядом стоит милицейский автомобиль.
Согласно закону: в соответствии с п. 2.4 Правил дорожного движения водитель должен останавливаться и предъявлять документы по требованию работника милиции, но не гражданских лиц.
Оптимальные действия: нет формы – скорее всего, это практикант. У него и удостоверения заведомо нет. Вы можете не останавливаться. Стоящая рядом милицейская машина – не аргумент для остановки.
Ситуация шестая: на дороге сотрудники ГАИ пытаются проверить техническое состояние вашего авто. Например, замерить содержание в выхлопе автомобиля СО и СН.
Согласно закону: в подпункте "б" п. 2.4 Правил дорожного движения сказано, что водитель должен дать возможность сотруднику милиции проверить техническое состояние, номера агрегатов и комплектность автомобиля.
Оптимальные действия: одно дело, если вас проверяют действительно гаишники. И совсем другое – если тот же выхлоп хочет замерить посреди дороги непонятно кто. Одно время в Украине расплодилось множество "левых" фирм, чьи работники в камуфляже и с самодельными жезлами тормозили машины "для проверки уровня СО и СН". Если нарветесь на такую псевдопроверку, вежливо объясните ее незаконность и потребуйте предъявить удостоверения и т. д. Как правило, после этого жертву отпускают.
Ситуация седьмая: вас остановили на КПП и сообщили, что 10 мин. назад вы проигнорировали требование сотрудника ГАИ об остановке. То есть бежали с места "преступления".
Согласно закону: инспектор может составить протокол только за то нарушение, которое видел лично. В Приказе МВД Украины от 30 июня 1998 г. №482 говорится, что возможность водителя видеть и правильно понимать требование работника милиции об остановке выясняется в конкретной дорожной ситуации, которая сложилась на месте и во время остановки транспортного средства.
Оптимальные действия: скажите, что подадите на инспектора в суд. Сам он не был очевидцем нарушения, а составлять по нему протокол – это подлог.
Ситуация восьмая: при составлении протокола инспектор не вписывает пассажиров как свидетелей, аргументируя свои действия заученной фразой: "Пассажиры – не свидетели, а заинтересованные лица".
Согласно закону: по всем действующим кодексам Украины свидетелем является каждый человек, которому что-либо известно по данному делу. А степень достоверности показаний пусть определяет суд.
Оптимальные действия: если свидетели не были вписаны в протокол – впишите их самостоятельно. В протоколе для этого есть специальная графа – "По сути нарушения объясняю". И только после этого подписывайте протокол.
Ситуация девятая: сотрудники милиции начинают обыскивать автомобиль.
Согласно закону: обыск должен проводиться при двух понятых (ими не могут быть ни ваши пассажиры, ни сотрудники милиции) и обязательно с оформлением протокола обыска.
Оптимальные действия: обычно после того как вы потребуете соблюдения законности, напомните о понятых и т. д., сотрудники милиции теряют к вам интерес.
Ситуация десятая: вас вынуждают заплатить за парковку или стоянку, хотя место, где вы остановились, ничуть на стоянку не похоже.
Согласно закону: Закон Украины "О защите прав потребителя" запрещает какую-либо деятельность (действия или бездеятельность), которая вводит потребителя в заблуждение или является агрессивной. Этот же запрет касается и навязывания платных услуг.
Оптимальные действия: можете ничего не платить. Однако сразу говорить об этом не нужно – еще проколют колеса. Лучше скажите: "Вернусь – разберемся". И еще – никогда не говорите, что заплатите. По неписанным бандитским законам (вы же не знаете, на кого нарвались) – не важно, должен или нет. Если дал слово – держи.
В пособии также даны рекомендации о том, как правильно заполнить протокол. В частности, чтобы остаться при своих (деньгах и правах), водителям советуют самим предлагать инспектору составить протокол. Как правило, такая "оригинальная" просьба настораживает гаишника – а зачем, а вдруг проверка? Не исключено, что он может сменить гнев на милость и ограничиться совсем позабытой, но предусмотренной законом формой порицания – "устным предупреждением".
Вымогательство гаишников уже стало притчей во языцех и неисчерпаемым источником для анекдотов, которые начинаются приблизительно одинаково: "Гаишник тормозит машину…". Однако, тем, кто попадает в подобный переплет, – часто бывает несмешно
Если же протокол все же составляется, то в нем должны быть отражены все обвинения инспектора в адрес водителя. Конечно, если беседа вышла за рамки мирной, водителя постараются расписать в документе рьяным нарушителем. Однако, в графе "По сути нарушения объясняю" не стоит оправдываться, советует автор инструкции. Достаточно вписать всего два слова: "Не согласен".
Немаловажный вопрос – как отличить инспектора ДПС от сотрудника иной правоохранительной или силовой структуры? Согласно правилам, сотрудники ДПС (служба входит в структуру ГАИ МВД Украины) должны быть одеты в темно-синюю форму и фуражки цилиндрической формы. В темное время суток – в жилеты с желтыми светоотражающими полосами и надписью "ДПС".
Кроме того, прежние значки на куртке (введенные не так уж и давно) отменяют. Вместо них на грудь дорожного инспектора повесят с одной стороны пятиконечную звезду, а с другой – металлическую табличку. На звезде будет название региона, а на табличке – фамилия, имя и отчество гаишника. В некоторых областях Украины, кстати, такая форма уже появилась.
Элитное подразделение ГАИ "Кобра", в отличие от остальных своих коллег, носит обмундирование исключительно черного цвета.
(с) КОМИТЕТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ И ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
http://www.kpk.org.ua